Архив статей 2018-2022

К 75-летию Великой Победы (I)

Отгремели давно залпы наших орудий, но память жива…
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Ещё немного, ещё чуть–чуть и не останется свидетелей тех страшных, вместе с тем, героических лет. Сегодня о фронтовых дорогах своих родных ещё могут рассказать их дети. Ещё в семейных архивах хранятся фронтовые письма–треугольники, ордена и медали и другие памятные вещи, предметы. Поэтому Берёзовский районный краеведческий музей продолжает работу по сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны. К 75-летию Великой Победы планируется издание книги о воинах из числа ханты, манси, зырян «Много наших солдат по Сосьве, Оби под фронт железного войска увозят…»

Увековечим имена защитников Родины вместе


В 2019 году, во время проведения музейной гостиной, посвящённой участникам Великой Отечественной войны из числа малочисленных народов Севера, были представлены и ранее неизвестные истории о призывах, фронтовых дорогах. Выяснилось, что для многих из числа ханты и манси сложность службы состояла в том, что они не знали русского языка, зачастую не понимали, что от них хотят, не могли написать адрес, всё это записывалось со слов, зачастую неправильно. Это приводило к тому, что родным не приходили письма с фронта за весь период войны. На официальных сайтах Министерства обороны России: «Память Народа», «Мемориал» сегодня мы находим подтверждения этим несоответствиям. Читаем: Сайнахов Степан – год рождения 1914–й; призван – Берёзовским РВК; жена – Сайнахова Ольга Ивановна; адрес – Сумская область (а надо – Омская), Берёзовский район, с. Ломтовоч (а надо – Ломбовож). И так сплошь и рядом. По этой причине в книгах об участниках Великой Отечественной войны, изданных в Тюмени, Ханты–Мансийске, Берёзове многих воинов из числа ханты, манси, ненцев нет. Музей взялся, хотя бы частично, заполнить этот пробел и обратился через СМИ, Интернет к жителям района помочь в сборе материала для издания книги…

В Берёзовском музее на выставке работ хантыйского художника Митрофана Тебетева у портрета ветерана войны остановилась женщина, вглядываясь, в родные до боли, черты лица своего отца Павла Васильевича Самбиндалова. В музей её привело объявление, прочитанное в газете. Вспоминая свое детство и юность, Зоя Павловна с любовью и трепетом рассказывает о папе…



Фронтовые дороги Павла Васильевича Самбиндалова


Мой отец Павел Васильевич Самбиндалов родился 14 сентября 1911 года в д. Малеевка. Призван в Армию в июне 1941 года. Всех призывников на теплоходе «К. Либкнехт» увезли в Омск. Когда их провожали на берегу стоял стон и плачь. Тяжёлый вздох пронёсся среди провожающих, когда теплоход вдруг накренился от того, что уезжающие призывники скопились на одном из его бортов, чтобы в последний раз взмахнуть рукой своим близким. Везли через Пермь. Здесь отец, как потом рассказывал, видел спецпереселенцев с детьми. Очень им посочувствовал. В Омске на краткосрочных курсах проходил обучение на кавалериста – рубили саблей лозу. После чего его зачислили в кавалерийский полк. Во время обучения новобранцам пригнали лошадей. Одна из них заржала, узнав своего хозяина. И отец обознаться не мог, это была его лошадь, она была без хвоста. Оказывается, лошадей для новобранцев привезли из Берёзова. «Я перед строем как птичка на ней полетал, но больше её не видел» – так рассказывал нам отец, когда вернулся домой. Участвовал он в боях под Курском, освобождал Ленинград. Был ранен, после ранения служил пулемётчиком вторым номером. Второй раз был ранен в ногу, контужен и его демобилизовали. Домой отец пришёл в 1943 с медалью «За отвагу».



Трудовые будни ветерана Великой Отечественной войны Павла Васильевича Самбиндалова




Зоя Павловна не могла не рассказать, каким семьянином и тружеником был отец: «С детьми он всегда был строгий, любил покомандовать, но сколько помню, всё время работал. До войны, по рассказам мамы, отец с тестем охотились, по тысячи белок добывали, 5 лет ходил в обозе. Из Берёзово в Ханты–Мансийск возили рыбу, а оттуда строительные материалы, продукты. А ещё он был хорошим плотником, быстро делал колданки, неводники, слыл прекрасным мастером. За 2–3 дня, белыми ночами, делал лодку. После войны отец в Чуанэльском колхозе руководил девичьей бригадой, ловили рыбу. Зимой был конюхом. В 70–е годы работал в Коопзверопромхозе, рыбачил. В 1974 году отец с мамой в Малеевке дом построили. Лес пилили вдвоём. В 1978 году отец был награждён медалью за трудовую доблесть. В 1994 году в Шайтанку приезжал хантыйский художник Тебетев. Он написал портрет нашего отца, у которого мы с вами стояли. Надо сказать, отец хорошо знал русский язык, хантыйский, ездил толмачом в Няксимволь, Усть–Манью. Прожили они с мамой долгую семейную жизнь в согласии и поддержке друг другу, воспитали восьмерых детей. Ушёл отец из жизни 5 ноября 1997 года, похоронен в Шайтанке. У нас была большая, дружная семья. У отца было три брата. Николай Самбиндалов 1915 года рождения был призван на фронт, пропал без вести. Так никаких следов и не нашли. У нас много родни и для нас 9 мая самый главный праздник».

Павел Васильевич Самбиндалов в памяти земляков


Юрий Алексеевич Себуров, житель Берёзова, также охотно откликнулся на просьбу сотрудника музея рассказать о Павле Васильевиче. «Павел Васильевич Самбиндалов, когда был на лечении в Берёзовской больнице, приходил ко мне в гости. В разговорах о жизни, о делах он иногда делился своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Запомнился мне рассказ, как освобождали от фашистов одну из деревень, к сожалению, я не запомнил, как она называлась. Был дан приказ взять деревню. На подступах к ней никаких признаков присутствия немцев не было, никто не стрелял, стояла тишина. Командир и Павел Васильевич зашли с осторожностью в один из домов, где их встретила хозяйка. Павел спросил по-деревенски хозяйку – как поживаете. Она молча показала намёком на подпол. Павел Васильевич дал понять командиру, что в подполе находится противник – фашист. Уничтожили его и начали освобождать деревню, все дома обошли. Кто стрелял, пришлось добивать, а кто выжил, брали в плен. За освобождение деревни Павлу Васильевичу Самбиндалову дали двое суток отпуска, но он никуда не поехал, отдыхал при части. Запомнился ещё один фронтовой рассказ Павла Васильевича о пулемёте. Был сильный бой, их часть понесла большие потери – оставшихся в живых можно было посчитать по пальцам. Командир, глядя на всё это, дал приказ отступать где–то на 3 километра. «Мы отступили, – говорил Павел Васильевич. Командир всех построил, чтобы посчитать, сколько осталось в живых и какие потери. И здесь же стал проверять оружие, у всех есть, и только у меня пулемёта не было. Пулемёт весом был примерно 60 кг и я его оставил на поле боя, не смог тащить. И тогда командир говорит – иди за пулемётом. Пришлось мне, где бежать, где ползти… Нашёл я своё орудие, ползу назад с ним, а немцы стреляют так, что пулемёт весь трясётся от выстрелов. Как выжил – не знаю. Но я его всё же дотащил до своих». Было у Павла Васильевича ранение в ногу, по этому ранению он демобилизовался».

Музей благодарит Зою Самбиндалову и Юрия Себурова за то, что откликнулись и поделились воспоминаниями о защитнике Родины Павле Васильевиче Самбиндалове.

Забыть прошлое — значит предать забвению память о наших воинах-соотечественниках, добывавших Победу на фронтах Великой Отечественной войны.


Будем помнить!
2020