Музыкальная культура коренных народов Севера – явление многогранное. Это целый мир, огромное жизненное пространство, наполненное звуками. Здесь и сольные песни, и танцы, без которых не обходится ни один праздник, и распевные героические былины о подвигах легендарных богатырей, и обрядовые мелодии для призывания духов. Всё это исполняется под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов нарс-юх и санквылтап.
Это два названия одного и того же струнного щипкового инструмента обских угров (хантов и манси). По-хантыйски инструмент называется нарс-юх («поющее дерево»), по-мансийски — санквылтап («звенящая доска»). Эти инструменты являются самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.
Инструменты хантов и манси выдалбливаются самими исполнителями исключительно для себя или близких родственников-мужчин приемом «сверху» из цельной еловой или кедровой плахи. Корпус санквылтапа и нарс-юха делают ладьевидной формы с выступающим вперед «носом» или, реже, в форме рыбы. Резонирующая полость инструмента закрыта декой, на которой вырезается резонаторное отверстие в форме круга, креста или пятиконечной звезды.
Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натягивают параллельно корпусу. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. На старинных музыкальных инструментах приспособлением для крепления струн служили косточки утиных ножек. Раньше инструменты окрашивались природными красителями в красно-коричневые тона. Внутрь инструмента принято насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.
Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натягивают параллельно корпусу. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. На старинных музыкальных инструментах приспособлением для крепления струн служили косточки утиных ножек. Раньше инструменты окрашивались природными красителями в красно-коричневые тона. Внутрь инструмента принято насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.
В фондах Березовского музея хранится 7 струнных щипковых инструментов, бытовавших на территории Березовского района. Самым старинным инструментом является санквылтап, переданный этнографом А.В. Бауло со священного места у д. Посолдино Березовского района. Время создания этого предмета культа датируется началом ХХ века. Он самый длинный (122 см) и широкий (26,5 см) из всех представленных в коллекции музыкальных инструментов. В традиции обских угров для установления механизма колков было принято использовать утиные косточки. На этой «звенящей доске» их сохранилось две. Инструмент имеет коричневый окрас, к задней части привязаны тканевые ленточки с кольцами. Многие детали инструмента (струны, колки, порожек) утрачены, дека отделена от резонирующего корпуса, в основании корпуса глубокая трещина, но инструмент завораживает своей лаконичной обтекаемой формой, своим значительным размером при небольшом весе, мастерской вырезкой резонатора в виде «медвежьей лапы». Мансийский предмет культа передает ощущения той эпохи, когда на нем воспевали подвиги легендарных богатырей. Вероятнее всего, санквылтап из Посолдино использовался шаманом во время камланий наряду с традиционным бубном, а иногда мог заменять бубен в ритуальной практике.

Самый современный санквылтап в Березовском музее датируется второй половиной 90-х гг. ХХ в. Этот санквылтап принадлежал мастеру Григорию Николаевичу Сайнахову, изготовлен им для Саранпаульской национальной школы искусств. В музей предмет передал Агеев Дмитрий Григорьевич, руководитель музыкального коллектива «Оленьими тропами». Григорий Николаевич Сайнахов – известный мансийский мастер по изготовлению традиционных музыкальных инструментов и признанный исполнитель мансийской музыки. Он сопровождал исполнение своих наигрышей легендами, сказками и рассказами, создавая неповторимую атмосферу. Особенно слушателям нравилась легенда о Хонт Торум ойке — великом воине манси. Однажды его взяли в плен, посадили в амбар и заставили играть на санквылтапе, чтобы он не сбежал. Хонт Торум ойка решил обмануть своих врагов. Пленник сидел в яме и играл на санквылтапе, когда увидел маленькую мышку. Он попросил мышку: «Выручи меня, поиграй на санквылтапе, чтобы враги не услышали, как я убегу». Мышка согласилась и стала играть хвостиком по струнам, а герой тем временем скрылся. Отдохнули злые враги и пошли за Хонт Торум ойкой, чтобы его убить. Слышат они звуки музыки санквылтапа, подходят к яме и думают: «Сейчас-то мы с тобой расправимся». Заглядывают в яму, а там мышка хвостиком играет на санквылтапе, а Хонт Торум ойки и след простыл.
Григорий Николаевич Сайнахов был известен своим обширным и разнообразным репертуаром песен, наигрышей, мелодий. Одной из характерных черт игры Григория Николаевича был бой по одной струне, что позволяло ему извлекать чистые звуки, без лишних вибраций. Его исполнение отличалось мягкостью и легкостью, иногда казалось, что он лишь слегка касается струн. Наигрыши Григория Сайнахова являются классическим примером правильной игры на инструментах с жильными струнами, которые, использовались в древности.
Традиционный музыкальный инструмент нарс-юх представлен работой мастера-резчика Яркина Василия Николаевича. Его музыкальный инструмент состоит из резонатора, деки и пяти металлических струн. Резонатор выдолблен из цельного куска дерева, имеет ладьеобразную форму. Носовая часть слегка удлинена, конец тупой. Дека вырезана из тонкой плоской дощечки по форме верха резонатора, присоединяется к нему при помощи шурупов. В деке прорезано отверстие круглой формы, над ним имеется фигурный порожек, через который протянуты струны. Свободные концы струн на задней части закреплены с помощью колков, выполненных в виде коротких деревянных палочек. В носовой части струны закреплены за выступ. За этот же выступ крепится петля из проволоки в несколько рядов. Поверхность деки украшена орнаментом в технике «выжигание». Василий Николаевич Яркин сделал инструмент в 1993 году, в год 400-летия Березово, и передал на хранение в музей.
Несколько интересных фактов о санквылтапе и нарс-юхе:
Григорий Николаевич Сайнахов был известен своим обширным и разнообразным репертуаром песен, наигрышей, мелодий. Одной из характерных черт игры Григория Николаевича был бой по одной струне, что позволяло ему извлекать чистые звуки, без лишних вибраций. Его исполнение отличалось мягкостью и легкостью, иногда казалось, что он лишь слегка касается струн. Наигрыши Григория Сайнахова являются классическим примером правильной игры на инструментах с жильными струнами, которые, использовались в древности.
Традиционный музыкальный инструмент нарс-юх представлен работой мастера-резчика Яркина Василия Николаевича. Его музыкальный инструмент состоит из резонатора, деки и пяти металлических струн. Резонатор выдолблен из цельного куска дерева, имеет ладьеобразную форму. Носовая часть слегка удлинена, конец тупой. Дека вырезана из тонкой плоской дощечки по форме верха резонатора, присоединяется к нему при помощи шурупов. В деке прорезано отверстие круглой формы, над ним имеется фигурный порожек, через который протянуты струны. Свободные концы струн на задней части закреплены с помощью колков, выполненных в виде коротких деревянных палочек. В носовой части струны закреплены за выступ. За этот же выступ крепится петля из проволоки в несколько рядов. Поверхность деки украшена орнаментом в технике «выжигание». Василий Николаевич Яркин сделал инструмент в 1993 году, в год 400-летия Березово, и передал на хранение в музей.
Несколько интересных фактов о санквылтапе и нарс-юхе:
- В старину санквылтап и нарс-юх были сугубо мужскими инструментами.
- Ханты и манси никогда не продавали музыкальные инструменты: считалось, что вместе с инструментом продашь и душу.
- Если инструмент выносили из дома, то его накрывали платком.
- В традиции санквылтапы не декорировали, но сегодня на инструментах выжигают различные рисунки, это могут быть звери и природа.
- Форма инструмента не влияет на звуковые свойства музыкального инструмента. На звук влияет объём. Чем глубже корпус, тем объёмнее звук. Чем меньше по объёму инструмент, тем выше звук.
- Основное отличие санквылтапа от нарс-юха в том, что у первого пять струн, а у второго — три. Кроме того, у санквылтапа округлая задняя дека, в то время как у нарс-юха она плоская.
- Толщина струн: у санквылтапа примерно 0,6 мм, у нарс-юха — 0,3 мм. Из-за этого нарс-юх звучит на октаву выше.
Самым древним хантыйским язычковым инструментом считается тумран. Тумран — хантыйский губной язычковый музыкальный инструмент из пястной кости северного оленя. Может также изготавливаться из кости коровы и даже из дерева. Из кости вырезается пластинка толщиной полтора сантиметра и длиной около пятнадцати сантиметров, внутри вырезается «язычок». Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего язычка с помощью нити. Играющий на тумране прижимает его к зубам, дергает за нить, язычок колеблется, и одновременно с помощью дыхания извлекается звук. Изготовлением и игрой на тумране занимаются женщины — на праздниках и для себя. Инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт. Как говорят обские угры, голос у тумрана магический и завораживающий. Они считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных. Когда начинает играть человек знающий, то слабый от природы звук тумрана как будто слетает с уст исполнителя. Вот только у пришлого, чужого человека, не знающего секретов тумрана, говорят, игра не получится, как бы он ни старался.

Традиционно изготовлением и игрой на тумране занимаются женщины. Это ремесло сродни шаманства: бывали случаи, когда мастерица, обучавшая молодого мастера, буквально передавала ему свой «дар» и больше не могла играть на тумране.
В отличие от санквылтапа (наркас юха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты.
В экспозиции Березовского музея экспонируются два тумрана, оба они переданы А.В. Бауло. Время создания предметов – вторая половина ХХ века.
Аркадий Викторович привез их от северных хантов, проживающих в бассейне реки Сыня — левого притока Малой Оби, в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 14,5 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана сухожильная нить.
В фондах музея представлены различные группы традиционных музыкальных инструментов народов севера, включая струнные (тарыг сып йив, тарыг сыплув йив, нэрнэ-йив, санквылтап, нарс-юх), мембранные (бубны), язычковые (тумран), шумовые (инструменты коми-зырян). Все они когда-то звучали в руках людей, исполнявших музыку на шаманских камланиях, к песням-легендам, сказкам, колыбельным, танцам, сегодня же они стали частью экспозиции, позволяя зрителям увидеть самобытность музыкальной культуры северных народов.
В отличие от санквылтапа (наркас юха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты.
В экспозиции Березовского музея экспонируются два тумрана, оба они переданы А.В. Бауло. Время создания предметов – вторая половина ХХ века.
Аркадий Викторович привез их от северных хантов, проживающих в бассейне реки Сыня — левого притока Малой Оби, в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 14,5 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана сухожильная нить.
В фондах музея представлены различные группы традиционных музыкальных инструментов народов севера, включая струнные (тарыг сып йив, тарыг сыплув йив, нэрнэ-йив, санквылтап, нарс-юх), мембранные (бубны), язычковые (тумран), шумовые (инструменты коми-зырян). Все они когда-то звучали в руках людей, исполнявших музыку на шаманских камланиях, к песням-легендам, сказкам, колыбельным, танцам, сегодня же они стали частью экспозиции, позволяя зрителям увидеть самобытность музыкальной культуры северных народов.