Выставки и события 2023
Статьи

Традиционные музыкальные инструменты народов Севера

Музыкальная культура коренных народов Севера – явление многогранное. Это целый мир, огромное жизненное пространство, наполненное звуками. Здесь и сольные песни, и танцы, без которых не обходится ни один праздник, и распевные героические былины о подвигах легендарных богатырей, и обрядовые мелодии для призывания духов. Всё это исполняется под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов нарс-юх и санквылтап.
Это два названия одного и того же струнного щипкового инструмента обских угров (хантов и манси). По-хантыйски инструмент называется нарс-юх («поющее дерево»), по-мансийски — санквылтап («звенящая доска»). Эти инструменты являются самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.

Тебетев М.А. Картина "Проба струн дедушкиного нарсъюха"
Инструменты хантов и манси выдалбливаются самими исполнителями исключительно для себя или близких родственников-мужчин приемом «сверху» из цельной еловой или кедровой плахи. Корпус санквылтапа и нарс-юха делают ладьевидной формы с выступающим вперед «носом» или, реже, в форме рыбы. Резонирующая полость инструмента закрыта декой, на которой вырезается резонаторное отверстие в форме круга, креста или пятиконечной звезды.

Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натягивают параллельно корпусу. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. На старинных музыкальных инструментах приспособлением для крепления струн служили косточки утиных ножек. Раньше инструменты окрашивались природными красителями в красно-коричневые тона. Внутрь инструмента принято насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.

Манси во время игры на санквылтапах. 30-е гг. ХХ в. Березовский район.
В фондах Березовского музея хранится 7 струнных щипковых инструментов, бытовавших на территории Березовского района. Самым старинным инструментом является санквылтап, переданный этнографом А.В. Бауло со священного места у д. Посолдино Березовского района. Время создания этого предмета культа датируется началом ХХ века. Он самый длинный (122 см) и широкий (26,5 см) из всех представленных в коллекции музыкальных инструментов. В традиции обских угров для установления механизма колков было принято использовать утиные косточки. На этой «звенящей доске» их сохранилось две. Инструмент имеет коричневый окрас, к задней части привязаны тканевые ленточки с кольцами. Многие детали инструмента (струны, колки, порожек) утрачены, дека отделена от резонирующего корпуса, в основании корпуса глубокая трещина, но инструмент завораживает своей лаконичной обтекаемой формой, своим значительным размером при небольшом весе, мастерской вырезкой резонатора в виде «медвежьей лапы». Мансийский предмет культа передает ощущения той эпохи, когда на нем воспевали подвиги легендарных богатырей. Вероятнее всего, санквылтап из Посолдино использовался шаманом во время камланий наряду с традиционным бубном, а иногда мог заменять бубен в ритуальной практике.

Г.Н. Сайнахов - мансийский музыкант и мастер по изготовлению инструментов. д. Щекурья, 90-е гг. ХХ в.
Самый современный санквылтап в Березовском музее датируется второй половиной 90-х гг. ХХ в. Этот санквылтап принадлежал мастеру Григорию Николаевичу Сайнахову, изготовлен им для Саранпаульской национальной школы искусств. В музей предмет передал Агеев Дмитрий Григорьевич, руководитель музыкального коллектива «Оленьими тропами». Григорий Николаевич Сайнахов – известный мансийский мастер по изготовлению традиционных музыкальных инструментов и признанный исполнитель мансийской музыки. Он сопровождал исполнение своих наигрышей легендами, сказками и рассказами, создавая неповторимую атмосферу. Особенно слушателям нравилась легенда о Хонт Торум ойке — великом воине манси. Однажды его взяли в плен, посадили в амбар и заставили играть на санквылтапе, чтобы он не сбежал. Хонт Торум ойка решил обмануть своих врагов. Пленник сидел в яме и играл на санквылтапе, когда увидел маленькую мышку. Он попросил мышку: «Выручи меня, поиграй на санквылтапе, чтобы враги не услышали, как я убегу». Мышка согласилась и стала играть хвостиком по струнам, а герой тем временем скрылся. Отдохнули злые враги и пошли за Хонт Торум ойкой, чтобы его убить. Слышат они звуки музыки санквылтапа, подходят к яме и думают: «Сейчас-то мы с тобой расправимся». Заглядывают в яму, а там мышка хвостиком играет на санквылтапе, а Хонт Торум ойки и след простыл.

Григорий Николаевич Сайнахов был известен своим обширным и разнообразным репертуаром песен, наигрышей, мелодий. Одной из характерных черт игры Григория Николаевича был бой по одной струне, что позволяло ему извлекать чистые звуки, без лишних вибраций. Его исполнение отличалось мягкостью и легкостью, иногда казалось, что он лишь слегка касается струн. Наигрыши Григория Сайнахова являются классическим примером правильной игры на инструментах с жильными струнами, которые, использовались в древности.

Традиционный музыкальный инструмент нарс-юх представлен работой мастера-резчика Яркина Василия Николаевича. Его музыкальный инструмент состоит из резонатора, деки и пяти металлических струн. Резонатор выдолблен из цельного куска дерева, имеет ладьеобразную форму. Носовая часть слегка удлинена, конец тупой. Дека вырезана из тонкой плоской дощечки по форме верха резонатора, присоединяется к нему при помощи шурупов. В деке прорезано отверстие круглой формы, над ним имеется фигурный порожек, через который протянуты струны. Свободные концы струн на задней части закреплены с помощью колков, выполненных в виде коротких деревянных палочек. В носовой части струны закреплены за выступ. За этот же выступ крепится петля из проволоки в несколько рядов. Поверхность деки украшена орнаментом в технике «выжигание». Василий Николаевич Яркин сделал инструмент в 1993 году, в год 400-летия Березово, и передал на хранение в музей.

Несколько интересных фактов о санквылтапе и нарс-юхе:

  • В старину санквылтап и нарс-юх были сугубо мужскими инструментами.
  • Ханты и манси никогда не продавали музыкальные инструменты: считалось, что вместе с инструментом продашь и душу.
  • Если инструмент выносили из дома, то его накрывали платком.
  • В традиции санквылтапы не декорировали, но сегодня на инструментах выжигают различные рисунки, это могут быть звери и природа.
  • Форма инструмента не влияет на звуковые свойства музыкального инструмента. На звук влияет объём. Чем глубже корпус, тем объёмнее звук. Чем меньше по объёму инструмент, тем выше звук.
  • Основное отличие санквылтапа от нарс-юха в том, что у первого пять струн, а у второго — три. Кроме того, у санквылтапа округлая задняя дека, в то время как у нарс-юха она плоская.
  • Толщина струн: у санквылтапа примерно 0,6 мм, у нарс-юха — 0,3 мм. Из-за этого нарс-юх звучит на октаву выше.
Жительница п. Ванзетур во время игры на тумране. 1986 г.
Самым древним хантыйским язычковым инструментом считается тумран. Тумран — хантыйский губной язычковый музыкальный инструмент из пястной кости северного оленя. Может также изготавливаться из кости коровы и даже из дерева. Из кости вырезается пластинка толщиной полтора сантиметра и длиной около пятнадцати сантиметров, внутри вырезается «язычок». Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего язычка с помощью нити. Играющий на тумране прижимает его к зубам, дергает за нить, язычок колеблется, и одновременно с помощью дыхания извлекается звук. Изготовлением и игрой на тумране занимаются женщины — на праздниках и для себя. Инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт. Как говорят обские угры, голос у тумрана магический и завораживающий. Они считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных. Когда начинает играть человек знающий, то слабый от природы звук тумрана как будто слетает с уст исполнителя. Вот только у пришлого, чужого человека, не знающего секретов тумрана, говорят, игра не получится, как бы он ни старался.

Тумран
Традиционно изготовлением и игрой на тумране занимаются женщины. Это ремесло сродни шаманства: бывали случаи, когда мастерица, обучавшая молодого мастера, буквально передавала ему свой «дар» и больше не могла играть на тумране.
В отличие от санквылтапа (наркас юха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты.
В экспозиции Березовского музея экспонируются два тумрана, оба они переданы А.В. Бауло. Время создания предметов – вторая половина ХХ века.

Аркадий Викторович привез их от северных хантов, проживающих в бассейне реки Сыня — левого притока Малой Оби, в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 14,5 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана сухожильная нить.
В фондах музея представлены различные группы традиционных музыкальных инструментов народов севера, включая струнные (тарыг сып йив, тарыг сыплув йив, нэрнэ-йив, санквылтап, нарс-юх), мембранные (бубны), язычковые (тумран), шумовые (инструменты коми-зырян). Все они когда-то звучали в руках людей, исполнявших музыку на шаманских камланиях, к песням-легендам, сказкам, колыбельным, танцам, сегодня же они стали частью экспозиции, позволяя зрителям увидеть самобытность музыкальной культуры северных народов.

Тасманова И.И. показывает устройство тумрана. п. Ванзетур, 1986 г.