Архив статей 2018-2022

Купцы Добровольские

В начале XIX века эту фамилию в г. Березове представляла всего лишь одна семья мещанина Матвея Михайловича Добровольского, умершего в 1816 г. После него остались двое сыновей: Ва­силий и Матвей. Старший, Василий, по ревизс­ким сказкам 1834 г., имел уже троих малолетних сыновей, а Матвею в это время было еще только 18 лет. Девятая ревизия (1850 г.) зафиксировала прибавление в семействе Василия Матвеевича еще одного сына – Ксенофонта.

Сыновья подрастали, обзаводились собствен­ными семьями, род разрастался. За небольши­ми исключениями, Добровольские оставались в Березове весь XIX и начало XX столетия и дали ростки в наши дни.

Все ныне живущие в Березо­ве Добровольские – веточки одного дерева.

Ксенофонт Васильевич Добровольский




Мощная ветвь пошла от младшего из сыновей Василия Матвеевича Добровольского – Ксенофонта Васильевича (1837–1919). Он имел всего лишь двоих сыновей – Ивана и Иону. Род Ионы, скорее всего, не имел продолжения: старший сын его умер в семилетнем возрасте, а о младшем в метрической книге есть только запись о рождении.

Этот «дефицит» с лихвой восполнился Иваном Ксенофонтовичем, женатым на Анастасии Ивановне Нижегородцевой, которая родила более 10 детей.

Сам Ксенофонт Васильевич был личностью заметной не только в Березове – прежде всего как рыбопромышленник и торговец. В 1910 г. его недвижимость в Березове имела самую высокую оценку – 7000 р. Известен Ксенофонт Васильевич и как один из немногих в Березове оленеводов, упоминание о нем встречено в одной из статей, посвященных копытной болезни оленей. А кроме того, он и авторитетный общественный деятель: избирался городским старостой, почетным мировым судьей по Березовскому уезду, состоял в Тобольском отделении Императорского общества судоходства, был действительным членом Тобольского губернского музея и предоставил 10 предметов быта остяков для художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.

Иван Ксенофонтович Добровольский


В периодике того времени и на архивных листках сохранились следы общественной деятельности его сыновей Ивана и рано умершего Ионы. Иван Ксенофонтович (1867 – ок. 1934) избирался гласным Березовской городской думы, тоже состоял в обществе судоходства. Как один из наиболее авторитетных граждан Березова, представлявших потенциальную опасность для новой, советской власти, 20 февраля 1921 г. он был взят в заложники, но не разделил участи их большинства – его не расстреляли. Зато через шесть лет как торговца лишили избирательных прав.

Иван Ксенофонтович Добровольский




Иван Ксенофонтович, как уже было сказано, имел огромную семью, но судьбы большинства его детей неизвестны. Из «Книги расстрелянных» удалось узнать о гибели сына Василия (1901–1938), работавшего бухгалтером Сосьвинской культбазы: он расстрелян в Ханты-Мансийске, в 1958 г. реабилитирован. О другом сыне – Дмитрии – довелось услышать от его сына Георгия Дмитриевича Добровольского (1922–1998). С 1947 по 1988 гг. он преподавал в Березовской средней школе физику, черчение и рисование, вместе с женой Евфалией Павловной, тоже учительницей, был непременным участником любительских театральных постановок.

Дмитрий Иванович и Надежда Викентьевна с сыном Георгием




Много лет занимаясь фотографией, Георгий Дмитриевич запечатлел старые дома Березова и знаменательные события его жизни, в том числе и знаменитый газовый фонтан 1953 года, положивший начало новому этапу в развитии нашего края. Фотографии из семейного архива Добровольских хранятся в районном архиве и краеведческом музее.

Георгий Дмитриевич




Интересовался Георгий Дмитриевич и историей своего рода и многое знал, черпая сведения из памяти родственников. Отец, Дмитрий Иванович, в молодости работал у отца приказчиком, а в советское время – в госторге, сначала в Березове, а позднее заведовал факторией в селе Сартынья. Несмотря на то, что отец служил в советском учреждении, матери, Надежде Викентьевне, припомнили ее купеческое происхождение (она была внучкой известного березовского купца Степана Тимофеевича Окунева) и в 1933 году обложили «твердым заданием»: ей предписывалось в июле и августе заготовить 50 кг грибов, 300 – ягод и 32 – орехов. По словам Георгия Дмитриевича, отец тяжело болел ревматизмом, нуждался в постоянном лечении – из-за этого в 1934 году семья переехала в Тобольск. Там в 1938 году Дмитрий Иванович умер.

А дед, Иван Ксенофонтович, чувствуя постоянное недоброжелательство, решил принять приглашение старшей дочери Доры переехать к ней в Томск. В то время с ней уже жили две младшие сестры. Иван Ксенофонтович передал просторный и крепкий еще дом местной власти, а сам, как утверждают, на восемнадцати подводах зимним путем уехал с семьей в Томск, навсегда покинув родной Березов.

Из статьи В. К. Белобородова
Журнал Югра, 2003 г.
2021