Выставки и события 2023
Статьи

Альберт Туманов: художник-путешественник

25 января исполняется 85 лет со дня рождения необыкновенного человека – художника и путешественника Альберта Михайловича Туманова. И хотя жизненный путь его прервался в 2016 году, память о нём продолжает жить. В фондах Березовского музея находится более 150 работ Альберта Туманова, каждая хранит прикосновение его рук и помогает увидеть мир таким, каким его видел художник.



Детство


О раннем детстве Альберта Михайловича известно немногое. Родился он 25 января 1938 года в посёлке Ле́жнево Ивановской области. Здесь он и прожил первые годы. Мать, Мария Яковлевна, была учителем русского языка и литературы, работала в селе Быково, в трёх километрах от дома. Когда мама была на работе за маленьким Альбертом присматривала бабушка. Во время войны в Лежнево непрестанным потоком прибывали эвакуированные и беженцы, мимо дома, где жила семья Альберта, постоянно шли люди. Бабушка, будучи человеком набожным, решила окрестить внука: разыскала священника, который провел таинство, Альберт получил при крещении имя Александр.




Школа


В 1945 году семья переехала на родину отчима (демобилизованного солдата), в уральский город Артёмовский (станция Егоршино). Мать работала, а Альберт пошел в первый класс. В 1950 году в школе появился новый учитель черчения и рисования — Павел Яковлевич Якимец, ученик Исаака Бродского, которому после 10 лет лагерей на Магадане запретили проживать в крупных городах. Павел Яковлевич организовал кружок рисования, который проходил по выходным в пионерском клубе. В тяжелые послевоенные годы, когда взрослые работали с раннего утра до поздней ночи, мало кто думал о кружках и секциях. Альберт начал изучать основы графики и живописи, познакомился с основами изобразительного искусства. Павел Яковлевич, видя успехи учеников, наиболее одаренных и трудолюбивых мотивировал продолжать обучение.


Юность


После трех лет занятий в кружке, окончив семь классов школы, Альберт поступил на живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища. Преподавателями его были художник-живописец Шмелёв Фёдор Константинович, народный архитектор СССР Белянкин Геннадий Иванович, а также художник-график Киприн Спартак Семёнович. Альберт Михайлович так вспоминал годы, проведённые в училище:


Когда мы учились, мы все мечтали сделать что-то значительное. Учились старательно, писали этюды с натуры, выполняли всю программу. А образование это называлось академическим. Академический час, академическая постановка, и все мы — воспитанники академической школы.





Путешествия


Альберт Михайлович был настоящим путешественником, его влекли далекие земли и неизведанные маршруты. С юности он полюбил север. Вот что он рассказывал: «Я севером болею давно, с 1950-х годов. Ещё будучи студентами художественного училища, мы посетили Денежкин камень, и с тех пор я стремлюсь на север».




В 1957 году в детском альманахе «Боевые ребята» был напечатан его первый рисунок, позже появились первые иллюстрации в журнале «Уральский следопыт». В 1958 году Альберт Михайлович получил диплом учителя черчения и рисования средней школы, но учителем никогда не работал.


Жизнь молодого художника была наполнена событиями: учеба, путешествия, творчество. В 1960 году он познакомился с будущей женой – Руфиной, которая спустя пять лет стала его верной спутницей, у них родился сын. Они прожили более 50 лет вместе, Руфина Александровна во всем поддерживала мужа, восхищалась его работой и никогда не препятствовала путешествиям.






В 1965 году Альберт Михайлович продолжил обучение, выбрав факультет художественно-технического оформления печатной продукции на заочном отделении в Московском полиграфическом институте, успешно окончил его в 1971 году.



С 1981 по 1985 год Альберт Михайлович провел десять сезонов маршрутным рабочим в экспедициях на Приполярном и Полярном Урале. В 1986 году с организацией «Полярная экспедиция газеты «Советская Россия»» (руководитель Сергей Соловьев, друг Альберта Туманова) принял участие в экспедиции от Карского до Каспийского моря. Это было непростое путешествие, но не первый сложный маршрут. К тому времени за плечами Альберта Михайловича был не только опыт работы матросом торгового флота, но и успешно выдержанный экзамен в мореходной школе (свидетельство матроса II класса).  Он ходил матросом в устье реки Лены, бывал на Сахалине, Камчатке, Курилах, Чукотке, посетил Арктические острова, бывал в командировке на Дальнем Востоке. Позднее он с группой социологов «Полярэкса» посетил Ямал, Салехард, Яр-Сале. В 1990 году Альберт Михайлович участвовал в организации и проведении на Чукотке международных гонок на собачьих упряжках «Берингия».





Результатом творческих командировок и путешествий стало создание этюдов, набросков картин в разных техниках – линогравюра, графика, акварельная и масляная живопись. Альберт Михайлович создавал иллюстрации к книгам и периодическим изданиям, постоянно принимал участие в художественных выставках различного уровня: международных, всероссийских, республиканских, зональных, областных, городских.


В 1993 году принят в члены Союза художников РСФСР. Жителям Березовского района имя Альберта Туманова знакомо с 1994 года, когда в Березовском и Саранпаульском музеях были открыты его первые персональные выставки, на которых представлены работы из цикла «Приполярный Урал». В 1995 году им написано историческое полотно «Строительство Града Березова», а в 2004–2006 году Альберт Михайлович участвовал в оформлении экспозиционного зала Березовского музея. Расписанные рукой Альберта Туманова, стены музея погружают посетителей в мир северного очарования и истории.

В фондах Берёзовского музея хранятся 6 линогравюр, более 50 графических и более 40 живописных работ художника, в том числе историческое полотно «Строительство Града Берёзова».




За 50 лет со дня окончания художественного училища Альбертом Михайловичем было оформлено более сотни учебников и книг, в том числе книга Леонида Бабанина «Вертолетная рапсодия». На его картинах, как на фотоснимках, сохранились для нас уже исчезнувшие или исчезающие реалии – деревня Ясунт, геологический поселок на реке Хальмер-Ю, конный геологический отряд, метеостанция в горах, первые постройки Саранпауля…




Каждая из работ Альберта Михайловича, будь то акварельный этюд или историческое полотно, отличается точностью. Приступая к изображению какого-либо объекта, Альберт Михайлович досконально изучал предмет, эпоху, много времени уделял наблюдению. Невозможно увидев его картины оставаться равнодушным - они привлекают своей простотой и достоверностью, чистотой красок и прекрасными композиционными решениями. Мы гордимся, что в фондах Березовского музея хранятся работы этого замечательного художника и рады возможности открывать для вас его творчество.