Выставки и события 2023
Выставки Статьи

Берёзовскому авиапредприятию 85 лет!

В феврале 1938 года в Берёзово на постоянное место базирования были выделены 2 самолета Обской авиагруппы для обслуживания медпунктов района, перевозки почты и пассажиров. Эту дату принято считать временем образования берёзовского авиапредприятия. От небольшого авиапредприятия без взлетно-посадочной полосы аэропорт прошел путь до филиал ОАО «Аэропорт Сургут».

Слушали вопрос: «О необходимости постройки сухопутного аэродрома и помещений в Березово».

Постановили: «Подобранный земельный участок под строительство аэродрома на р. Вогулка от государственных хлебозаготовительных магазинов в ширину 250 м и вглубь 500 м закрепить».


Именно эти протокольные решения, принятые на заседании президиума Берёзовского райисполкома в далёком 1931 году послужили началом строительства аэропорта и в целом развития авиации в северных широтах.

Сооружение первого аэропорта началось в 1932 году. Именно тогда был образован Главсевморпуть при Совете Народных комиссаров СССР. В его состав вошло управление Полярной авиации, в планах которого аэропорту Берёзово предстояло стать одним из опорных пунктов по пути в Заполярье. И уже с 1933 года в Берёзове летом действовал аэродром. Совершаются перевозки пассажиров по маршруту Тюмень – Берёзово – Обдорск. Посадка самолётов производилась на р. Сосьва. Берёзовский аэропорт тех лет – гидропорт, входящий в состав Обской авиагруппы Государственного управления Северного морского пути. Первым начальником аэропорта Берёзово стал Захар Михайлович Кубаев.

В феврале 1938 года в Берёзово на постоянное место базирования были выделены 2 самолета Обской авиагруппы для обслуживания медпунктов района, перевозки почты и пассажиров. Эту дату принято считать временем образования берёзовского авиапредприятия. Из Берёзово совершаются рейсы в Саранпауль, Мужи, Кондинск. В годы войны с 1941-го по 1945-й развитие гражданской авиации снижается. Но берёзовский аэропорт продолжает действовать. С 1944 года начальником аэропорта назначен М. Фиров.


В период с 1945 по 1952 годы аэропорт Берёзово входит в состав Обской авиагруппы Западно-Сибирского территориального управления гражданского воздушного флота. Полёты с посадкой на воду выполняют отечественный самолёт Г-2, Ш-2 и американский «Каталина». В 1947 году в СССР создают Ан-2, а в 1948 – вертолёт Ми-1. Эти воздушные суда стали незаменимыми в освоении Тюменского Севера. С 1949 по 1952 годы – начальник аэропорта В. С. Красавин.

В начале 50-х годов аэродром переносится на сушу, началось строительство грунтовой взлётно-посадочной полосы и аэродрома. После открытия Берёзовского месторождения газа в 1953 году геологам было необходимо продвигаться вглубь тайги. Единственный помощник – авиация.


В 1962 году в Берёзово начала функционировать отдельная авиационная эскадрилья. А в 1963 году в районе появились вертолёты Ми-4. В следующем 1964 году образовывается Берёзовский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации. Экипажи авиаотряда участвуют в обнаружении лесных пожаров, доставляют больных со всей территории в районную больницу. В том же году был образован 125-й лётный отряд, открыта посадочная площадка в Игриме. В середине шестидесятых началось расширение аэродрома, очистка лесополосы под будущую «взлётку» с курсом 50 – 230. В Берёзово прибывают первые Ан-12 и Ан-24. В 1966 году открыты регулярные рейсы в Игрим, Октябрьское, Ханты-Мансийск, Тюмень. В 1967 году командиром Берёзовского объединенного авиаотряда становится М. К. Шаповалов. Начинается строительство аэропортового комплекса, жилья для авиаторов. За год построены: новый аэровокзал, котельная, здание АТБ. С 1967 по 1991 годы аэропорт именуется как Берёзовский объединенный авиаотряд Тюменского управления гражданской авиации.


В начале семидесятых годов в БОАО поступает первый вертолёт Ми-8. Винтокрылые машины летают в горах Полярного Урала, на строительстве линий электропередач, выполняют санзадания, их ждут рыбаки и оленеводы. А в 1973 году по маршруту Тюмень – Салехард с посадкой в Берёзово совершает рейс самолёт нового типа Як-40.

В восьмидесятых годах самолётно-вертолётный парк авиаотряда расширяется и включает одну эскадрилью Ан-2 и четыре эскадрильи Ми-8. Вертолётный парк Березовского ОАО – один из крупнейших в стране – более 40 машин.

С 1995 года к Берёзовскому филиалу авиакомпании присоединён Белоярский. А в 1997 году Берёзовский филиал авиакомпании «ТюменьАвиаТранс» присоединён к Ханты-Мансийскому филиалу. Через 2 года в 1999 фирма «Хантымансийскавиа» переименована в «Берёзовский филиал авиакомпании «ТюменьАвиаТранс» с местом нахождения в Берёзово. Помимо перевозки пассажиров, санзаданий и поисково-спасательных работ, вертолёты работают за границей – в Судане, ЮАР, Индии.

С 1 октября 2002 года авиапредприятие носит официальное название «Берёзовский филиал ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Главный офис – в Берёзово. К филиалу относится и аэропорт «Игрим». В 2009 году Берёзовский филиал ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» был реорганизован в «Берёзовский филиал ОАО «Аэропорт Сургут».
2023-02-14 17:20