Архив статей 2018-2022

Быков Константин Алексеевич


Константин Алексеевич Быков, личный архив Быковой Л. К.





Березовский музей продолжает работу над второй частью сборника «Много наших мужчин по Сосьве, Оби под фронт железного войска увозят…» посвященного участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., чья жизнь и судьба была связана с Березовским районом.

Dоспоминаниями об отце поделилась Быкова Людмила Константиновна, жительница г. Белгород.


«Мой отец, Быков Константин Алексеевич – метеоролог. Всю жизнь посвятил этому делу. Как тысячи метеорологов нашей страны в любую погоду папа обеспечивал метеосводками мирные и военные нужды страны.

Быков Константин Алексеевич родился 19 декабря 1916 года в с. Кондинское Берёзовского района Омской области (ныне с. Октябрьское Тюменской области). Семья бедствовала. Отец – батрак, мать – дочь купца, но после замужества практически лишённая всех прав и наследства.

В 1923 году один за другим родители умерли. Младшего, Николая (ему года не было), усыновила семья Векшиных, а Костя вместе с сестрой Капитолиной попали в детский дом.

В 1931 году пятнадцати лет отроду Костя начал профессиональную деятельность учеником наблюдателя на гидрометеостанции Кондинск Тюменской области и одновременно до 1933 г. учился в средней школе. С 1932 по 1935 год работал наблюдателем и вскоре старшим наблюдателем, а затем до 1937 года уже начальником на той же гидрометеостанции.

В 1937 году, после окончания курсов повышения квалификации, начальником полярных станций при Обской авиагруппе (г. Тюмень) он направляется на открытие и работу в п/о Питляр Ямало-Ненецкого национального округа. В 1939 г. его переводят старшим техником АМСт Берёзово Омского управления ГМС. Постоянно повышал свою квалификацию, своим трудом помогал осваивать Север.





В октябре 1941 г. Константин Алексеевич мобилизован, и, когда вместе с другими новобранцами направлялся к месту сбора, его вернули в Берёзово, где старший техник АМСт обеспечивал метеосводками безопасную работу Севморпути, полёты лётчиков полярной авиации.

В августе 1942 его вызывали в Главное Управление Гидрометеослужбы и зачислили в отряд бортметеорологов. В числе 25 лучших наблюдателей погоды во время полётов на бомбардировщиках дальней авиации, летающих бомбить немецкие тылы, производил наблюдения за погодой и передавал сводки командованию. После спецподготовки в Чкаловской Авиашколе восстанавливал и отлаживал работу гидрометеостанции Ростовско-Сталинградского Управления гидрометеослужбы.



В июне 1943 года десантом был заброшен в Крым в Северное соединение партизан, которое базировалось в Зуйских лесах, где во 2-м отряде 1-й бригады как боец-радист воевал до мая 1944 года. Разделяя с товарищами тяжёлую партизанскую жизнь, пробирался по горным лесам и ущельям, уходя от карателей. Постоянные бои, разведка, рейды партизан и боевые операции, и, кроме всего, главная задача радиста штаба отряда – регулярная радиосвязь с «большой землёй» и ежедневные сводки погоды с вражеской территории. После соединения с регулярными войсками Советской армии в апреле 1944 года воевал в составе 4-й восстановительной партии при штабе оперативного управления 3-го Белорусского Фронта. Служил начальником метеостанций г. Остроленка и Ольденбург в Восточной Пруссии, где и закончил войну.



В январе 1946 года группа гидрометеослужбы была откомандирована в Манчжурию в распоряжение начальника Восточного Управления Гидрометеослужбы Советской Армии. Отец был назначен начальником метеостанции Матуа, в которой работал до августа 1946 г.


Харбин, март 1946 г. Личный архив Быковой Л. К.





После демобилизации с сентября 1946 года до самой смерти в 1982 г. работал в Сахалинском Управлении гидрометеослужбы.




Восстанавливал, организовывал гидрометеорологическую службу Южного Сахалина и Курильских островов. Как когда-то в партизанском Крыму, он неоднократно десантировался в труднодоступные районы Сахалина и Курильских островов, устанавливал АРМСы – (автоматические метеостанции), обеспечивал их качественную работу, пешком прошёл весь Сахалин и Курилы. Организовывал и руководил кадровой работой Сахалинского управления гидрометеослужбы.

Мама, Мария Ивановна, с двумя сыновьями до 1946 года жила в Березово, затем переехала к папе на Сахалин. Я родилась уже на Сахалине. В Березово по воспоминаниям мамы и братьев жили на берегу реки, недалеко был гидропорт. Папа на фронте, мама целый день на работе, а братья оставались под присмотром женщины ханты. Братья любили вспоминать, как маленькими мастерили самолеты из досок и гвоздей.



Быков К. А. с дочерью Людмилой, 1951 год

Личный архив Быковой Л. К.





Быков Константин Алексеевич награждён медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями. «Отличник гидрометеослужбы».

В 1970 году папа был приглашен на встречу крымских партизан в Симферополе. В память об этой встрече сохранился небольшой серый значок «Крымский партизан». Он очень дорожил им.

Папа был очень скромным человеком. Как многие фронтовики не любил вспоминать войну. И только в 1975 году, когда папин коллега В. Гвоздиков (внештатный корреспондент газеты «Советский Сахалин») написал статью «Партизанские тропы метеоролога Быкова» («Советский Сахалин» №111 от 14 мая 1975г), нам приоткрылась «папина война»».

«Люди высокого долга.

Партизанские тропы метеоролога Быкова».


Сейчас – он начальник отдела кадров Сахалинского управления гидрометеослужбы. Сидит в кабинете. А до этого, будучи инженером отдела техники, долгое время с рюкзаком за плечами ходил по сопкам, устанавливал автоматические приборы, ремонтировал их, снимал показания.

Редко в какое место удавалось долететь вертолетом, больше добирался «на своих двоих». И рюкзачок за плечами не прогулочный, эдак килограммов 35—40. В нем, кроме личных вещей и продуктов, запасные части к метеоприборам, батареи питания, инструмент. Старая армейская привычка, — шутил Константин Алексеевич, — с вещмешком да по сопочкам. Замечу: не по сопочкам, а по горам, крутым и скалистым Крымским горам. И кроме рюкзака на шее автомат, в карманах —запасные рожки, гранаты, метео-приборы.
…Страна осваивала Север. Партия и правительство поставили задачу: проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова Пролива, обеспечить безопасность плавания по этому пути. Рейсы «Красина», «Сибирякова», «Садко», эпопея челюскинцев, изумительные полеты Молокова, Водопьянова, Чкалова, экспедиция «Северный полюс» — все эти замечательные походы, экспедиции, полеты приковали к себе внимание молодежи. Север звал к себе сильных.

Косте Быкову повезло. Сын сибирского крестьянина-бедняка прошел сквозь строй строгих врачей и попал на Север. Молодой метеоролог далекого заполярного аэропорта наблюдал за погодой и обеспечивал данными вошедшие в историю полеты летчиков полярной авиации, вносил свою лепту в дело освоения Севера.

Весть о начале войны пришла к ним в теплый (для Севера) день, когда солнце уже почти не заходило за горизонт, снег обильно таял и зацветал мох. Двенадцать полярников призывного возраста вечером того же дня вылетели в окружной военкомат. Но большинству из них пришлось вернуться обратно. Северный морской путь должен функционировать, тем более во время войны. Работники гидрометеослужбы и полярной авиации надели военную форму и остались на своих местах. Никакие заявления и требования направить на фронт не помогали. Лишь в 1942 году Костю Быкова вызвали в Москву в Главное управление гидрометеослужбы и зачислили в отряд бортметеорологов.

Атмосферные процессы, как известно, развиваются с запада на восток. Проще говоря, погода приходит к нам с запада. А западные районы страны были в руках врага. Для разработки планов военных операций, для успешных полетов нашей авиации нужны были высококачественные, точные прогнозы. А какое может быть качество по «обрезанным картам»?

25 лучших наблюдателей погоды были зачислены в отряд бортметеорологов. На самолетах дальней бомбардировочной авиации, летающих бомбить немецкие тылы они должны были во время полетов производить наблюдения за погодой и передавать сводки командованию. Кроме того, им вменялось в обязанность отбивать атаки наседающих «мессеров»… Но вскоре командование решило расформировать отряд, оставшихся бортметеорологов разбросать по партизанским соединениям с той же целью: «добывать погоду».

…Снижаясь в черную бездну ощущая над собой тугой купол парашюта, Костя Быков усмехнулся: «Вот и попал в Крым, под южное солнышко». 2-й отряд 1-й бригады Северного соединения партизан Крыма вынужден был постоянно менять место расположения, скитаться по горным лесам, кручам и ущельям уходя от карательных экспедиций гитлеровцев. Постоянные боевые операция не оставляли времени для отдыха.

Бои, бои, бои... Немцы не должны иметь ни минуты покоя на советской земле. Нападения на гарнизоны, взрывы мостов, шоссейных и железных дорог, аэродромов. Разведка. И ежедневные сводки погоды. Кроме того, регулярная радиосвязь с Большой землей — ведь Быков был зачислен радистом штаба отряда.

День за днем, месяц за месяцем воевал в составе отряда народных мстителей Константин Алексеевич Быков. И даже был там «похоронен». Случилось вот что. В отряд сообщили, что ночью к ним вылетает начальник полковой разведки полковник Северский. Место для посадки самолета выбрали далеко от базы отряда на плато. К вечеру отряд был в условленном месте. Подготовили посадочные костры, отдохнули. Юркий «ПО-2» задерживаться не стал. Высадив пассажира и сдав почту, пилот поднял самолет и ушел в о6ратный рейс. Партизаны без промедления загасили костры и двинулись в путь. Там, где тропинка была видна, минировали ее за собой. Привычные к местным условиям, партизаны шли быстро, привалов не делали. Полковник Северский предложил отдохнуть.

Расположились на краю крутого склона. Выставили трех караульных. Только сели, услышали взрывы мин. Немцы. Идут по следу и взрываются на партизанских минах.

—  Подъем! — скомандовал наш командир.

—  Отставить! — Северский использовал власть старшего по чину, — уж я-то немцев знаю. Они сейчас потеряют три-четыре человека и вернутся... Не нужно паники.

И действительно, взрывы прекратились... Разбудил всех выстрел. Оказалось, что немцы пустили по следу собак, те подрывались на минах, расчищая путь фашистам. Подойдя к отряду, каратели бесшумно сняли часового первого поста, но второй дал сигнал тревоги.

Партизаны ринулись вниз по склону. В считанные секунды очутились внизу, собрались, обсудили положение. Погиб один человек остальные были ранены или ушиблены камнями. Командир отобрал пятерых добровольцев. В их числе был и Быков. Задание: выйти в тыл группы карателей, устроить засаду и уничтожить. Условились о месте встречи, о паролях.

Пятеро ушли на задание. Устроив засаду в узком каньоне и подпустив беспечно шагавших фашистов на 20—30 метров, партизаны забросали немцев гранатами, открыли стрельбу из автоматов.

Вернулись поздно. Но в условленном месте отряда не оказалось. Тайник, где должно лежать сообщение о том, куда ушел отряд был пуст. Пять дней группа искала отряд. Они не знали, эти пятеро, что немцы наставили заградительных постов и отряд, то и дело нарываясь на них, с боями отходил в горы. На исходе пятого дня группа тоже наткнулась на засаду немцев. Произошло это на опушке леса, и отступать пришлось по открытой поляне. Немцев было много, у партизан боеприпасы на исходе... Двое партизан (Быков в их числе) были ранены.

Партизанский отряд в это время стоял на горе, у подножия которой произошел бой пятерки с карателями. И командир видел в бинокль как отбивались ребята. Поскольку стрельба вскоре стихла, все решили, что товарищи погибли. Об этом и сообщили на Большую землю, представили их к награде. А через несколько дней отряд встретился с «погибшими». Потом снова боевые операции. Десятки боевых операций в тылу врага. Не забывал Быков и об обязанностях метеоролога. Благодаря его сводкам погоды многие самолеты удачно отбомбились, многие операции прошли успешно.

В День Победы Константин Алексеевич надевает свои боевые и трудовые ордена и медали. Рядом с ними на лацкане пиджака висит небольшой серый значок «Партизану Крыма». Значок, который он получил в 1970 году в Симферополе на незабываемой встрече с друзьями-однополчанами.

В. ГВОЗДИКОВ,

инженер управления гидрометеослужбы

«Советский Сахалин» №3 14 января 1975 г.




Как тысячи метеорологов нашей страны в любую погоду папа обеспечивал метеосводками мирные и военные нужды страны. Неприметная, но не менее самоотверженная и героическая работа метеорологов в годы войны и после её окончания достойна памяти и благодарности.

P.S.: В Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. участвовал младший брат отца, Векшин Николай Ефимович 1922 года рождения. Погиб 2 августа 1943 года. Похоронен в д. Чернь Курской области. Перезахоронен в братской могиле с. Ломовец Троснянского района Орловской области».


Наша книга вновь пополнилась замечательными воспоминаниями дочери о нелёгкой судьбе отца. Память о каждом земляке-герое для нас бесценна, мы будем благодарны каждому, кто поделится воспоминаниями об отцах, дедах, родных, чья судьба выпала на годы Великой войны.


Адрес: МАУ «Березовский районный краеведческий музей», ул. Собянина, 39, пгт. Березово, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, 628140.

директор \ факс (34674) 2-21-80;

E-mail: museum_berezov@mail.ru

2021